«Брат навсегда»: Пошел бы Данила Багров на СВО и почему Балабанов не снял продолжение про героя Сухорукова

А. Горбунов:
- Всем привет! В студии Андрей Горбунов. И сегодня у нас в гостях Анна и Григорий Сельяновы, режиссеры документального фильма «Брат навсегда». Он посвящен, как нетрудно догадаться, дилогии «Брат 1» и «Брат 2». Повод внушительный - 25 лет назад вышел «Брат 2».
Но начнем мы немножко не с этого. Ребята, скажите топ-3 для каждого фильмов Балабанова.
А. Сельянова:
- «Про уродов и людей» на первом месте. На втором месте «Брат 2». На третьем месте первый «Брат».
Г. Сельянов:
- Мне больше всего нравится фильм «Морфий». Второе место, наверное, «Брат», а третье место… Пусть будет «Замок».
А. Горбунов:
- Сейчас вы поймете, почему я начал именно с этого. Потому что, если бы был антитоп фильмов Балабанова, то на первом месте у меня был бы «Брат 2». Я очень люблю «Брат 1», это один из моих самых любимых фильмов. При этом «Брат 2», я его посмотрел первый раз в 2000 году, вообще не понравился абсолютно. И перед тем, как встретиться с вами, я решил освежить в памяти, подумал, может, что-то не понял, пересмотрел, и ощущения остались те же. К вашему фильму мы перейдем, но, так как вы занимались этим фильмом, вы его исследовали, два вопроса. Первый. Понятно, что 2000 год, там все было не так строго с законодательством, как сейчас, но, тем не менее, зачем Алексей Октябринович ввел персонажа Фашист, и вот эти свастики у него везде в подвале?
А. Сельянова:
- Потому что это смешно. Это же комедия. Это как у Тарантино есть такие персонажи, они очевидные, выпуклые очень, абсурдные даже местами.
А. Горбунов:
- А в чем юмор?
А. Сельянова:
- Ну, как в чем юмор? Потому что мальчик бледнолицый…
А. Горбунов:
- В 2000 году в Москве спокойно существует чувак по кличке Фашист. Еще один момент, который мне кажется странным. Главный герой Данила Багров, в частности, в клубе, где выступает группа «Би-2», убивает очень много людей, причем, кто-то сидит за компьютером, типа, гражданские. При этом, когда он доходи до главного злодея, он его не убивает. Зачем нужно было убивать столько людей, чтобы пощадить потом главного злодея?
А. Сельянова:
- Потому что эта сцена снималась конкретно по референс. Был референс, игра Doom, в которую играли, и Астахов и Балабанов решили как бы снять игру от первого лица.
А. Горбунов:
- Эта отсылка понятна, привет Илье Найшуллеру, но можно было сделать этих людей с автоматами, пистолетами. И почему он не убил главного злодея?
А. Сельянова:
- Я думаю, Балабанов придет к вам во сне и ответит на этот вопрос.
А. Горбунов:
- Григорий, вы – сын Сергея Михайловича Сельянова, продюсера практически всех фильмов Алексея Октябриновича. Я так понимаю, вы были знакомы с Балабановым с детства.
Г. Сельянов:
- Ну, знаком, можно и так сказать. Конечно, все друг к другу в гости ходили, все эти застолья, все это было постоянно.
А. Горбунов:
- В связи с этим фильм «Брат навсегда», насколько он личный, и сколько там вашего, того, что вы увидели своими глазами в те времена?
Г. Сельянов:
- Он очень личный. И вообще, мы его называем фильмом семейным, потому что он снят как бы семьей, про семью и про семью внутри самой кинокомпании СТВ, и про семью внутри съемочной группы Балабанова, и про семью, потому что там сыновья Балабанова, Петя и Федя, участвуют, с которыми мы тоже с детства, понятное дело, знакомы. То есть в целом этот фильм в принципе по формату такой, как бы изнутри.
А. Горбунов:
- А есть какая-то самая яркая встреча с Балабановым, которая навсегда осталась с вами?
Г. Сельянов:
- Ну, одна есть, самая яркая, наверное, по эмоциям. Она как раз описана в фильме, я ее оставлю для фильма, а расскажу про другой случай, который меня тоже почему-то тронул. Потому что у нас с ним состоялся по телефону какой-то такой очень теплый разговор про Набокова. Я любил Набокова, я прочитал тогда «Лолиту» (мне было лет 15-16), мне очень понравился язык, слог, которым пишет Набоков. И Балабанов тоже очень любил Набокова. Он позвонил, отца не было дома, и мы с ним разговорились. И он мне посоветовал прочитать роман «Камера обскура», который он очень хотел снять. У них не получалось по правам договориться с родственниками, наследниками. Я прочитал в этот же день «Камеру обскура», и мне очень понравилось. Такое теплое воспоминание.
А. Горбунов:
- Давайте каждый из вас назовет три причины, почему нужно посмотреть ваш фильм.
Г. Сельянов:
- Безусловно, этот фильм, по крайней мере, как нам говорят представители киноплатформ, на которых фильм выходит, и те люди из индустрии, кто этот фильм видел, и те зрители, которые видят, что это что-то особенное с точки зрения документального кино. Потому что это очень искреннее, очень честное кино, оно при этом снято инструментами художественного кино, и с точки зрения драматургии нарративы, и с точки зрения производственной, то есть технической, он тоже снят производственными мощностями художественного фильма. И это не обычное документальное кино. Потому что у людей предубеждение есть к документальному кино, что это что-то скучное, говорящие головы, закадровый текст. Нет, у нас гораздо более внушительная история, как нам кажется. И мы очень хотим, чтобы зритель это оценил, чтобы индустрия документального кино развивалась, чтобы взгляд на документальное кино в России у людей тоже поменялся.
А. Сельянова:
- Вообще это кино будет полезно даже тем, кому не нравится Балабанов, предположим, но если хотите понять, как устроено кино изнутри, если вы любите в принципе кино, вам наш фильм понравится, потому что он о людях прежде всего.
Г. Сельянов:
- И там очень много про внутреннюю кухню кинопроизводства, не того, которое в современном понимании немножко искажено, что большие дяди зарабатывают деньги, актеры, гонорары, все это, экшен. А именно люди, которые искренне любили кино, у которых есть страсть настоящая, они встречаются, чтобы делать кино не для денег, и меняют просто всю индустрию и оставляют след такой, что спустя 25 лет мы про это говорим, снимаем кино. И я уверен, что еще наши дети на 50-летие тоже что-нибудь снимут. В общем, большой след оставили.
А. Горбунов:
- А сколько там каких-то эксклюзивных моментов, например, то, что не вошло в фильмы, какие-то съемки?
Г. Сельянов:
- Как таковых съемок, в смысле, самих сцен фильма, их не осталось, а архивы есть, много неиспользованных архивов. Надя Балабанова нам передала буквально тысячу фотографий, которые она сняла на втором «Брате», которые нигде особо не были использованы. В Америке 30 пленок она сняла на пленочный фотоаппарат, очень классные, стильные кадры, которые смотрятся очень современно. Архивы, плюс какие-то истории нерассказанные. Ну, это с точки зрения просто такого зрительского интереса.
А. Сельянова:
- Ну, у нас есть и семейные архивы, пленки домашние, которые никогда никому не были показаны.
А. Горбунов:
- А съемки чьи?
А. Сельянова:
- Балабанова и Сельянова. То есть это семейные архивы двух семей. И вообще, никто никогда не подпускал так близко, наверное, зрителей, как мы, именно к семьям. Скорее всего, они не подпускали к себе так близко сами, но для нас они сделали исключение, и Надя Балабанова ездила с нами в Америку и была там с нами все время, и мы очень много снимали с ней классных историй, где она приходит на каждую локацию. И у нее автоматически, то есть без репетиций, возникает какое-то воспоминание об этом месте, какая-то классная история, которую никто не знает. Она встает просто и нам начинает говорить стендап. Мы ездили по Америки – Нью-Йорк, Чикаго, в Лос-Анджелес даже заехали, хотя там не было съемок «Брата 2», но там живет Петя Балабанов. И мы проехали с ней вместе, это было такое грандиозное путешествие по следам наших родителей. И мы еще больше их поняли после этого.
А. Горбунов:
- А сыновья Балабанова чем занимаются?
Г. Сельянов:
- Петя сейчас в Лос-Анджелесе, он художник-постановщик, работает на проектах, и на полных метрах, и на клипах, занимается сет-дизайном. Я не знаю всех проектов, над которыми он работал, но у него есть планы и в кино, у него есть какие-то сценарии, идеи, наброски.
А. Сельянова:
- У него, по-моему, есть мечта сделать фильм «Мой брат умер», есть сценарий.
Г. Сельянов:
- Это не снятый фильм Балабанова, сценарий называется «Мой брат умер».
А. Сельянова:
- Он просто не успел его снять.
Г. Сельянов:
- Да, был у Балабанова такой сценарий, то ли он один из поздних, то ли, наоборот, один из ранних.
А. Сельянова:
- Из поздних.
Г. Сельянов:
- По-моему, это опять про двух братьев-близнецов. Вообще тема братьев у него лейтмотивом через все творчество проходит. То есть был фильм «Про уродов и людей», где есть сиамские близнецы, были фильмы «Брат» и «Брат 2», где тоже братья. Был вот этот фильм про сиамских близнецов, которые родились, и один из них умер. И какая там дальше коллизия, я не помню, я сценарий читал лет 5 назад, по нему даже постановку какую-то делали в театре. Он интересный, фантасмагоричный, сюрреалистичный, как весь этот ранний Балабанов на самом деле, да и поздний тоже.
А. Горбунов:
- И сын Алексея Октябриновича хочет снять этот фильм?
Г. Сельянов:
- Возможно, да. Я знаю, что он рисовал некоторые эскизы к этому фильму.
А. Сельянова:
- У него была дипломная работа, когда он оканчивал художника-постановщика, и он делал эскизы к постановке якобы этого фильма. А Федя Балабанов, мне говорил Петин старший брат, что у них есть какая-то такая глобальная мечта этот фильм все-таки сделать.
А. Горбунов:
- А Федя чем занимается?
Г. Сельянов:
- Он второй режиссер, по-моему, и с Ильей Учителем они работают на проектах, еще кто-то.
А. Сельянова:
- Он продюсирует что-то.
Г. Сельянов:
- Да, пытается сейчас что-то продюсировать, у него есть несколько идей в разработке. Ну, тоже в мире кино существует.
А. Горбунов:
- Сколько времени заняли ваши съемки, вообще работа и сам post-production?
Г. Сельянов:
- Аня как раз называет самым сложным сроки.
А. Сельянова:
- Конечно. Это очень сжатые сроки для документального фильма. Документальное кино снимается как? Оно снимается наудачу очень часто. То есть ты записываешь очень много материала, потом думаешь, что ты будешь делать с ним на монтаже, как он будет рождаться у тебя именно на монтаже. Ты, не как в игровом, снимаешь сцену, потом еще одну сцену, еще одну сцену, ты снимаешь часы материала. И у нас на жестких дисках были часы интервью, встречи, какие-то лайфы, как мы ездили, рассказы Нади. Это даже физически было тяжело посмотреть, не то чтобы отобрать, пощупать каждое, попробовать. У нас было всего лишь два месяца, чтобы это сделать. Поэтому для меня самое сложно было – отказаться от идеи, что можно посидеть годик над материалом и собрать, например, что-то другое. Ну, то, что собрали. Это была наша с Гришей идея личная – вообще рассказать про это кино. После «Выставки-путешествия «Балабанов», которая проходила в кабеле, мы поняли, какой грандиозный интерес вызывает у молодежи фигура Балабанова, Бодрова (Багрова) у нас была идея снять кино про «Брата 2». Потому что это такой боевик, такой классный фильм, самый кассовый в истории России, если говорить в контексте своего времени, какой он народный, как было бы классно сделать про это кино. Тем более, в Америку никто не ездил до нас, не находил этих актеров, мы нашли первые этих артистов.
Г. Сельянов:
- И то, что фильм живет, герой живет, у молодежи он до сих пор актуален, это тоже было таким дополнительным вызовом и смыслом. Потому что с этими ребятами никто на их языке как бы не говорил про это кино. А будучи 20-летним подростком, смотреть фильм, снятый 15 лет назад каким-нибудь уважаемым взрослым мужчиной или женщиной, ну, просто немножко по ритму другой.
А. Сельянова:
- Да. Это была идея, которая чудесным образом на самом деле решилась благодаря встрече с конкретным продюсером, который заинтересовался этим, предложил вот эту концепцию про 7 платформ, объявил год назад, в сентябре, что это будет фильм-открытие, когда еще фильма даже на бумаге еще никакого не было. То есть нас уже поставили в эти предлагаемые обстоятельства заранее, что через год вы должны показать нам. И вот тут уже пришлось в этих обстоятельствах работать.
А. Горбунов:
- Если не секрет, какой бюджет был у фильма?
Г. Сельянов:
- Производственный бюджет – 18,5 миллионов рублей, ну, с налогами 20 получается. Из них 14 мы получили от платформ, еще 6 – это средства кинокомпании СТВ, которые мы планируем сейчас в прокате каким-то образом вернуть и через телеправа, несмотря на то, что фильм такой больше как бы… Он имеет другую важность. Понятно, что он не коммерческий, но для меня лично как для начинающего продюсера важно было бы еще, чтобы и с какой-то математической точки зрения он сработал, как минимум, в ноль, а если еще даст нам какие-то возможности дальше создавать проекты, будет здорово. Для нас это был бы хороший такой старт в индустрии.
А. Горбунов:
- Давайте слушателям и зрителям напомним, что в 2022 году «Брат 1» и «Брат 2» выходили в повторный прокат, и тогда больше 60 миллионов удалось собрать. И вот сейчас будет интересно посмотреть, сколько соберет ваш проект.
Г. Сельянов:
- Да.
А. Сельянова:
- Ну, это все-таки документальное кино. Как бы мы с Гришей ни любили сами смотреть Netflix, какой-нибудь true crime, или были фильмы американские, на которых мы выросли – «Один дома»… Просто ищут героев, которые сняли кино, и рассказывают, как это кино снималось. Очень увлекательно. На YouTube что-то похожее можно посмотреть и по телеку, но там мощности производственные другие, это все-таки не кино. При всем уважении к нашим журналистам, которые выкладывают на YouTube свои репортажи, это не кино, не киноязык. А на телеке тоже не киноязык, это все-таки телевизионный формат, это больше репортажная тоже история. А вот рынка документального кино как такового у нас в России нет, и люди к этому не привыкли. Когда мы выложили трейлер: в кино с 30 октября, - люди в комментариях искренне не понимают – документальное кино в кино, зачем?
А. Горбунов:
- Сложно ли было договориться с Никитой Михалковым, чтобы он принял участие у вас?
Г. Сельянов:
- Нет. Сергей Михайлович с ним как раз договорился. Это была с его стороны поддержка, которую он оказал, он договорился с Никитой Сергеевичем, и тот достаточно легко согласился, мы согласовали дату, приехали к нему в его студию, там, где театр еще находится. Аня очень любит Никиту Сергеевича с детства. Расскажи про свои отношения с его творчеством.
А. Сельянова:
- А какие отношения? Он потрясающий режиссер, я обожаю его ранние фильмы. У меня мама – театральный режиссер, она, конечно, мне показывала очень много всего в детстве, я росла на советском кино. И она мне Балабанова как раз не показывала, она мне показывала Михалкова. Конечно, я это все впитала с детства, мне он очень близок, понятен как автор. Я, конечно, переживала перед встречей с ним, но он оказался очень теплым человеком, очень простым человеком по-хорошему, который действительно, оказывается, любил Балабанова, уважал, понимал его, что очень важно. Понимал его и как режиссера, и как человека. Потому что Никита Михалков, он в этом смысле идеальный спикер, он и сам является режиссером, плюс он еще классно формулирует в принципе какие-то идеи, ответы. Поэтому он у нас был такой квинтэссенцией содержания. Он у нас отвечает в кино вот за такие четкие формулировки, которые очень многое сразу объясняют. И, в том числе, на ваш первый, второй вопрос тоже Никита Сергеевич отвечает и как режиссер, и как человек, который знал Балабанова. Я думаю, что вы успокоитесь, когда посмотрите это кино.
А. Горбунов:
- Поправьте меня, если я ошибаюсь. Вроде сначала Михалкову не особо нравились фильмы Балабанова, в частности, «Про уродов и людей», а потом он пересмотрел свою позицию и снялся в «Жмурках».
Г. Сельянов:
- Не знаю. Это новая для меня информация. Аня, ты про это что-нибудь слышала?
А. Сельянова:
- Нет, не слышала ничего.
Г. Сельянов:
- Я знаю, что у них были какие-то отношения сложные с Германом.
А. Сельянова:
- Да, после какого-то фильма Герман перестал здороваться с ним.
Г. Сельянов:
- И про эту критику мы тоже много говорим. Кстати, и про критику «Брата 2» как такового, в том числе и за те вещи, с которых вы начали.
А. Горбунов:
- Мне кажется, самая главная проблема «Брата 2» - это сюжет. С точки зрения режиссуры все классно, с точки зрения эстетики, а сюжет…
А. Сельянова:
- Он очень условный все-таки.
Г. Сельянов:
- Мне первый «Брат» тоже больше нравится. Есть два лагеря, я попадаю как раз в тот, которому нравится первый «Брат», и для меня это как бы очевидно, что как кино он гораздо более художественный, гораздо более стильный, оригинальный и т.д. Ну, второй «Брат» для меня был всегда чем-то таким… Ну, для меня это было как? Ребята любят кино, они сделали кино, оно стало суперуспешным, и на этой волне, конечно, хочется сделать вторую часть.
А. Сельянова:
- Они же изначально хотели сделать три части. То есть не ложится твоя теория.
Г. Сельянов:
- Когда мы начали снимать фильм, мне надо было его пересмотреть, а я боялся, думал: я сейчас включу, увижу что-то такое, очень клишированное. Но я его включил и не смог оторваться, я смеялся, восхищался тем, какое это тоже на самом деле крутое кино, именно с точки зрения как фильм, блокбастер, как такой комедийно-гротескный боевик, и он русский при этом.
А. Сельянова:
- И он снимался в Америке. И люди в Америке говорят на русском языке без дубляжа. Для меня в детстве, когда я по телеку видела, тоже останавливалась и смотрела, потому что не понимала, как так, русские люди, русские актеры в Америке. Это еще тогда, когда это было не очень-то легко сделать.
А. Горбунов:
- То, о чем вы говорите, что сейчас пересмотрели вторую часть, и вам понравилось, насколько он актуально выглядит, я то же самое могу сказать про фильм «Брат 1». Я в воскресенье посмотрел обе части. Удивительно, фильм 1997 года, но насколько он абсолютно не устарел. Это, конечно, феномен и талант, гений Балабанова, то, что он снял еще в прошлом веке, насколько все это остается навсегда. Вы уже сказали, что изначально «Брат» должен был стать трилогией, вторая часть – про Москву, третья – про Америку. Когда вы работали над фильмом, может быть, вам попадались эти черновые варианты сценария, где вторая часть в Москве происходила, а третья в Америке?
А. Сельянова:
- У Алексея Октябриновича не было особо сценариев. Он на трех листочках мог что-то изобразить схематично, какие-то определенные, может быть, сюжетообразующие кадры, но просто кадры. То, что он видел в голове, он переносил это на бумагу в очень сжатом формате. Он кино как бы уже снял, он его увидел до момента, как он пришел на площадку. То есть все остальные уже обслуживают как бы его гений, его идеи, нужно, чтобы из головы все это вылилось наружу. То есть никаких сценариев там быть в принципе и не может.
А. Горбунов:
- То есть это просто на уровне идеи было.
Г. Сельянов:
- Да, скорее, это было в голове.
А. Горбунов:
- Опять же, для слушателей расскажу, что в одном интервью Алексей Балабанов рассказывал, что он запланировал эту трилогию, и когда начал писать сценарий второй части, где действие происходило в Москве, он понял, что скучно, поэтому он объединил действие и в Америке, и в Москве в один фильм, в «Брата 2».
Еще по одному человеку, который снялся в вашем фильме, по Ирине Салтыковой. Когда я смотрел вторую часть, думал: вот ведь зигзаги судьбы. Ответьте мне на вопрос. Она сама понимает, что войдет в историю русской культуры не своими песнями, которые уже никто не помнит, а благодаря фильму «Брат 2»?
Г. Сельянов:
- Если честно, я впервые такую точку зрения услышал. Для меня все-таки Ирина Салтыкова – это как бы эмблема конца 90-х – нулевых в поп-музыке. Ну да, как приглашенная звезда в фильме «Брат 2». У меня она все-таки ассоциируется по-прежнему с музыкой.
А. Горбунов:
- Мне кажется, современные подростки, когда смотрят фильм, думают, что это просто актриса, которая играет певицу, что это не настоящая певица.
Г. Сельянов:
- Я теперь это понял, и для меня это открытием стало. Наверное, да, для многих она уже…
А. Горбунов:
- А она сама что по этому поводу думает?
А. Сельянова:
- У нее такая позиция спокойная, она себя считает, конечно, прежде всего, артисткой эстрадного жанра, певицей. И она с большой гордостью нам рассказывала, как ее Балабанов уговаривал сниматься. То есть она просила огромные деньги, чтобы попасть в этот фильм. Она была икона своего времени, и Балабанов только ей заплатил. Он никогда таких денег никому не платил. А потом он еще захотел в квартиру к ней попасть, чтобы снять все у нее в квартире. Об этом тоже в нашем фильме рассказывается.
Г. Сельянов:
- И как история закольцевалась? И в нашем фильме единственный человек, которому мы заплатили гонорар за съемки, это была Ирина.
А. Горбунов:
- А кто-то отказался от съемок в вашем фильме?
Г. Сельянов:
- Отказался Дима Хаски. Ну, просто по загруженности не получилось. Виктор Сухоруков по состоянию здоровья не смог, у него была операция на сердце. Ну, плюс у него есть личные взаимоотношения с кинокомпанией. Ну, Юра Борисов тоже. У него тогда «Оскар» был, и он не смог.
А. Сельянова:
- Да, мы чуть-чуть не успели, точнее, опоздали. У него уже был «Оскар», он стал очень занятым артистом, человека было не поймать. Надо было чуть-чуть пораньше. Потому что Борисов, он же тоже СТВшный, в том плане, что снимался в фильмах.
Г. Сельянов:
- Но на самом деле это не так принципиально. У нас изначально была такая затея, что мы делаем современное кино, для молодого поколения, давайте, туда побольше звезд понапихаем, пусть там и Юра Борисов будет, и Хаски, еще кто-то.
А. Горбунов:
- А Хаски что должен был сказать?
Г. Сельянов:
- Хаски, он же, собственно, рифмуется со всей этой эстетикой балабановской.
А. Горбунов:
- «Брат» его вдохновляет?
Г. Сельянов:
- Это вопрос. Об этом надо было поговорить.
А. Сельянова:
- Он просто как представитель молодого поколения.
Г. Сельянов:
- Ну, просто как артист, представитель молодой культуры. Опять же, его такой образ, стихи его, они каким-то образом все равно рифмуются со всей этой, грубо говоря, балабановщиной. Было бы интересно с ним про это поговорить. А потом оказалось, что на самом деле нет такой острой необходимости во всех этих людях, потому что фильм обрел как бы другое измерение и другую силу открыл в себе, поэтому мы как бы не особо из-за этого расстраиваемся. А отсутствие Виктора Сергеевича практически ни один человек не заметил. Мы очень переживали, что будут вопросы.
А. Горбунов:
- Знаете, когда я смотрел трейлер, у меня возник этот вопрос.
Г. Сельянов:
- Ну вот, у вас он возник, а у большинства людей он не возникает, потому что фильм как бы стал целостным, самостоятельным. Конечно, с ним это было бы полнее, потому что история «Брата» без Сухорукова, она как бы неполная. И этот фильм, возможно, был бы полнее, но, к сожалению, так сложилось, что он не смог принять участия.
А. Горбунов:
- Большая часть успеха фильма «Брат 2» - это его саундтрек. Ну, и так сложились обстоятельства, что сейчас половина участников этого саундтрека – иностранные агенты. Затрагиваете ли вы вообще тему саундтрека в фильме, и если да, то как с этим моментом обращаетесь?
А. Сельянова:
- Да, конечно, мы затрагиваем, у нас есть отдельный блок про это, можно сказать. Мы для этого пригласили Олега Кармунина, музыкального критика, который тоже прекрасно формулирует, очень много чувственного может передать словами. Поэтому мы позвали Кармунина, и он нам рассказал про этот саундтрек, почему он стал культовым, что он изменил в русской музыке, почему стали возникать потом многочисленные кассеты саундтрека не только «Брат 1» и «Брат 2», но и «Брат 5», «Брат 6», «Брат 7», «Брат 8». Пираты постоянно выпускали все эти кассеты с русским роком и называли это «Брат 9», «Брат 10». Да, конечно, у нас есть тема музыки. Сама музыка у нас тоже присутствует, но, опять же, мы не выезжаем на этом, это не кино-фантик, где можно очень много всего продающегося загрузить, взболтать и получить вот такую зрительскую бомбу. У нас немножко не так работает, мы за счет другого пытаемся зрителей привлечь, но музыка у нас есть. У нас играют треки, которые играли в фильме.
Г. Сельянов:
- Да, мы очистили права на несколько композиций, это была отдельная, немножко болезненная история с точки зрения продюсирования. Потому что не так просто было договориться о приобретении этих всех треков. Потому что, с одной стороны, вроде бы эти артисты, многие из них обрели популярность благодаря этому фильму, но при этом цены, которые мы слышали, они были…
А. Горбунов:
- А можете озвучить?
Г. Сельянов:
- Мы можем озвучить, но тут я сразу оговорюсь, понятно, что это не такие злые, негодяи-артисты, сидят и говорят: дайте нам за эту музыку из «Брата» денег. Понятно, что это правообладатели. Но сама вот такая ирония судьбы парадоксальная, она нас удивила. Ну, за какие-то песни нам называли сумму миллион рублей, например, за одну композицию. С кем-то удалось договориться. Например, композиция «Вечно молодой», нам кажется, обретает в рамках этого фильма какое-то второе дыхание. Понятно, что она вечно молодая и всегда с нами, но, я думаю, она прозвучит еще ярче и громче теперь. Удалось просто по-дружески договориться, опять же, благодаря Сергею Михайловичу…
А. Горбунов:
- С Бобунцом?
Г. Сельянов:
- Да, с Бобунцом. Они концерты делают часто, есть какая-то система дружеских взаимоотношений, доверия.
А. Сельянова:
- «Ту-лу-ла» тоже у нас…
Г. Сельянов:
- Удалось тоже недорого, в общем... И «Прощальное письмо» мы очистили тоже за приемлемую сумму. Остальная музыка у нас авторская, композиторская.
А. Горбунов:
- Понятно, что весь «Брат 2» разлетелся на цитаты. Одна из самых популярных фраз – фраза Виктора Сухорукова «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите». Алексей Октябринович, к сожалению, не дожил до момента, когда Крым вернулся в Россию, но вы как человек, близкий к Балабанову, насколько для него это было важно?
Г. Сельянов:
- В народе были такие настроения, и Балабанов их видел или чувствовал, считывал и передавал.
А. Сельянова:
- Они всегда были, эти настроения. Тут вопрос в другом. Был бы рад Балабанов сейчас, узнав, что это уже наша земля?
Г. Сельянов:
- Сейчас мы на такое тонкое поле заходим.
А. Горбунов:
- Я вас спрашиваю как у человека, который был знаком с Балабановым.
Г. Сельянов:
- Ну, мы же не сверстники, мы же с ним не обсуждали политику, Крым, Горбачева.
А. Сельянова:
- Балабанов ездил туда, у него была дача.
Г. Сельянов:
- Я ездил в Ялту, его родители там жили, и я у них в гостях ел прекрасный рыбный пирог. Но я с ними про политику не говорил.
А. Горбунов:
- Представим Данилу Багрова в наши дни. Чем бы он занимался?
Г. Сельянов:
- Персонаж Данилы Багрова, чем бы он занимался? В реальной жизни или в кино?
А. Горбунов:
- Как мы знаем, кино это отражение жизни, а может быть, реальность – отражение кино.
Г. Сельянов:
- Ему бы сейчас было, получается, лет 45, под 50. Можем мы его считать бандитом? Или он был какой-то такой уникальный персонаж, борец со злом? Бывшие бандиты сейчас чем занимаются? Бизнесом или около бизнеса. А он – не знаю. Может быть, он бы работал физкультурником в школе.
А. Горбунов:
- А пошел бы он на специальную военную операцию? Ведь он – ветеран чеченской войны, он за справедливость.
Г. Сельянов:
- Ну, призвали, может, и пошел бы.
А. Горбунов:
- А добровольцем?
Г. Сельянов:
- Нам что-то говорят фильмы про его политическую позицию или про патриотическую позицию? Вообще-то, он был патриотом, он же говорит, что вашей музыке кирдык. Ну, возможно, пошел бы.
А. Сельянова:
- Либо он бы вернулся с нее, и с этого начинался бы фильм. Конечно, аналогия – Чечня и СВО – похожи.
Г. Сельянов:
- Это, наверное, трагедия поствоенных людей, которые не могут устроиться в жизни.
А. Сельянова:
- С ПТСР.
Г. Сельянов:
- Да.
А. Горбунов:
- Как вы думаете, почему в нашу эпоху ремейков и сиквелов так никто и не подступился ни к продолжению «Брата», ни к новой версии?
Г. Сельянов:
- Да потому что им права никто не даст и не разрешит.
А. Горбунов:
- То есть у Сельянова все права?
Г. Сельянов:
- У кинокомпании СТВ. Ну, сделали же «Брат 3».
А. Горбунов:
- Мы знаем, что это не имеет никакого отношения…
Г. Сельянов:
- Вы имеете в виду, ремейк, созданный самими авторами?
А. Горбунов:
- Да.
Г. Сельянов:
- Это даже и не обсуждается. Кино же делалось не для денег. Понятно, что деньги должны быть в кино, индустрия должна работать, кино должно работать как бизнес, чтобы создавать новые фильмы.
А. Сельянова:
- Так это кино не окупилось даже на самом деле.
А. Горбунов:
- Потому что это не имело никакого отношения к «Брату».
Г. Сельянов:
- Мы говорим сейчас про кино «Брат» и «Брат 2».
А. Горбунов:
- Понятно, что если бы сейчас сняли продолжение, я уверен, что он собрал бы хорошие деньги. В связи с этим вопросом. А почему Сергей Михайлович не подступается к этой идее?
Г. Сельянов:
- Потому что он любит и уважает своих друзей и понимает, что без них этот фильм невозможен. Есть прекрасные возможности зарабатывания денег в других проектах, есть потрясающие сказки, которые он очень любит, мультфильмы, другие проекты. Ну, студия живет, у нее нет необходимости эксплуатировать имя, бренд таким образом.
А. Горбунов:
- Тем не менее, комикс про «Брата» вышел.
Г. Сельянов:
- Комиксы делаются, это лицензионный отдел, он этим занимается, это их работа. Люся Цой занимается у нас в компании этим. Да, конечно, есть образы, есть права, в том числе права продаются и на эти фильмы, ну, с точки зрения распространения какого-то мерча.
А. Сельянова:
- По лицензии основные деньги, конечно, зарабатывает тот, кто производит, просто есть небольшие отчисления в процентах.
Г. Сельянов:
- Там комиссия буквально 10%.
А. Сельянова:
- Интенция обычно происходит от людей, которые приходят и говорят: давайте мы сделаем комикс, что для этого нужно сделать?
Г. Сельянов:
- В любой большой компании такой отдел должен быть, ну, потому что такой запрос есть.
А. Горбунов:
- А как насчет мюзикла? Никто не обращался?
Г. Сельянов:
- Нет. Ну, может, и обращаются, я не знаю, это надо Сергея Михайловича спросить.
А. Горбунов:
- Когда Балабанов был жив, может, они с Сергеем Сельяновым обсуждали идею продолжения, например, герой Сухорукова выходит из американской тюрьмы? Просто сейчас это было бы очень актуально.
Г. Сельянов:
- Была такая идея, но она была не у Балабанова, она как раз была у Виктора Сергеевича. Я не хочу тут переврать что-то, но, насколько мы знаем, он к Алексею Октябриновичу обращался с какой-то такой разработкой.
А. Сельянова:
- После Кармадона пришел Сухоруков к Алексею Октябриновичу и принес сценарий «Брата 3».
А. Горбунов:
- Он сам его написал?
А. Сельянова:
- Да.
Г. Сельянов:
- В общем, у него была некая идея о том, что брат едет искать своего брата. Но Леша не хотел это делать без Сережи, поэтому эта идея не получила своего развития.
А. Горбунов:
- Почему в «Брате» некоторых актеров озвучивают другие люди?
Г. Сельянов:
- А это такой метод режиссерский Балабанова, он это использовал как такую кухню, как рецептуру. То есть у него был свой рецепт фильма, героя, где он может состоять из двух компонентов, отдельно голос, а отдельно образы. Потому что он считал, что некоторые голоса не подходят тем образам, которые он создал, и правильнее будет переозвучить. Но это прикольная находка. Самого Сухорукова ведь озвучивает не Сухоруков в фильме. Это уникальная вообще история.
А. Горбунов:
- Да, главный герой фильма «Груз 200».
Г. Сельянов:
- Алексей Полуян. Хотя голоса у них похожи. Тут я даже не смогу сказать, для чего это сделано, потому что голоса, правда, похожи. Видимо, какая-то легкая интонация, хрипотца, интонирование.
А. Горбунов:
- Еще раз пригласите наших слушателей и зрителей на фильм.
Г. Сельянов:
- Мы очень ждем всех людей в кинотеатрах на фильме «Брат навсегда». Это очень простой способ поднять себе настроение, зарядиться какой-то очень правильной, здоровой, чистой эмоцией, искренней верой в дело, в людей. Мы пока только такие отзывы слышим.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp